Долго ждала приглашения


Искусство | Актрисы

Заслуженная артистка РСФСР (1965)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы актёрам» (1964)

Екатерина Савинова родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края.

Екатерина росла в обычной крестьянской многодетной семье. Девочка поражала односельчан своим необычно сильным и звучным голосом – перепеть ее не мог никто. Шутя, односельчане ей говорили, что она могла бы стать артисткой, но всерьез никто так не считал. А родители Кати были уверены, что девочку ждет обычная крестьянская жизнь.

После окончания школы Екатерина Савинова приехала в Москву, но так как она не знала, когда начинаются вступительные экзамены во ВГИК, то приехала в столицу в августе, когда прием документов был уже закончен.

После неудачной попытки поступления во ВГИК Савинова поступила в землеустроительный институт, и проучилась там полгода. Но вскоре во ВГИКе начался дополнительный набор на курсы Василия Ванина, и Савинова стала там учиться. Но вскоре, однако, она была отчислена. По мнению Ванина, Савинова была слишком нефотогеничной для киноактрисы, но могла стать замечательной оперной актрисой со своим прекрасным голосом диапазоном в три октавы. Однако Екатерина не собиралась сдаваться, и мечтала только о карьере в кино.

Савинова снова подала документы во ВГИК, и поступила в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Конкурс был огромный, из трёх тысяч абитуриентов преподаватели отобрали лишь сорок человек, а спустя полгода осталось только двадцать. Среди них были Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и Екатерина Савинова. По воспоминаниям однокурсников, Екатерина отличалась редким простодушием и наивностью, над которыми потешался весь курс. Когда ей говорили: «Катя, позвони, узнай, сколько времени» - она набирала номер автоответчика, и спрашивала – «Который час?» А потом возмущалась: «Да что такое! Почему они сразу бросают трубку, я даже спасибо сказать не успела!»

С будущим мужем - Евгением Ташковым, Савинова познакомилась во ВГИКе. Евгений был её однокурсником. Их по ошибке поселили в одной комнате в общежитии. Ошибка потом разъяснилась, но знакомство состоялось. Спустя восемь месяцев после окончания института они поженились. В 1957 году у них родился сын Андрей, впоследствии ставший актером.

В кинематограф в конце сороковых годов актерам попасть было очень сложно, так как снималось всего лишь восемь картин в год. В результате, Екатерину Савинову даже если и приглашали на пробы, то не утверждали.

Впервые в кино Савинова снялась в 1949 году в роли Любочка в фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки». В это время Савинова ещё училась во ВГИКе.

На съемках Пырьев пытался ухаживать за Савиновой, но получил неожиданный отпор, хотя другие актрисы охотно принимали его ухаживания в надежде на будущие роли. Отказ Савиновой выразился в публичной пощечине, которая дорого обошлась актрисе. Пырьев долгое время возглавлял Союз кинематографистов, и по его приказу Савинову больше не приглашали на съемки. Когда Григорий Чухрай снимал фильм «Сорок первый», он пригласил на главную роль Савинову. Но Пырьев вмешался, и запретил ее снимать.

Савинова с отличием окончила ВГИК в 1950 году, сыграв в дипломном спектакле «Там, где не было затемнения». После окончания ВГИКа Екатерина единственная со всего курса была приглашена работать во МХАТ, но, будучи уверенной, что её призвание — кино, отказалась от этого предложения.

Помимо прекрасных актерских данных у Савиновой был хороший голос. И по окончании ВГИКа она поступила в институт имени Гнесиных. По словам мужа актрисы, режиссёра Евгения Ташкова, во время учёбы в Гнесинском институте Савинову приглашали и в Большой театр, и на эстраду, но на оба приглашения актриса ответила отказом. Обладая многогранным редким талантом и удивительным голосом, она всё-таки ждала ролей в кино и не интересовалась карьерой оперной или эстрадной певицы.

С 1952 года Савинова начала играть в Театре-студии киноактёра. При этом крупных театральных ролей долгое время Савинова не получала. Она сыграла в спектакле «Бедность не порок» по одноимённой пьесе Островского, и своей игрой в этой проходной долго ждала приглашения роли заслужила уважение постановщика спектакля Алексея Дикого.

Когда режиссер стал репетировать пьесу, он поручил ей роль первой гостьи — властной старухи. Савинова сыграла ее так, что Алексей Денисович звал актеров Малого театра посмотреть на эту актрису. Катя была невысокого роста - 165 сантиметров. Но – непонятно, каким образом, она вдруг становилась громадной, и говорила басом. В зрительном зале думали, что перед ними переодетый мужик.

Дикий хотел задействовать актрису в одной из главных ролей - Кабанихи в пьесе «Гроза», которая готовилась им к постановке, однако спустя три месяца после начала репетиций спектакль был закрыт.

Самой крупной и запомнившейся зрителям ролью Савиновой в кино стала роль Фроси Бурлаковой в картине «Приходите завтра», снятой в 1963 году. Эта роль, принесла актрисе огромную популярность, и была отмечена как лучшая женская роль года. Причем эта работа актрисы была во многом автобиографична. Сценарий фильма написал специально для актрисы её муж, кинорежиссёр Евгений Ташков.

Евгений Ташков вспоминал в интервью: «У меня возникло чувство протеста и я решил взять пошлый сюжет, заезженнее которого не бывает. Про деревенскую девушку, которая приезжает в Москву учиться на актрису. Сценарий «Приходите завтра» писал для Кати и под Катю, в него вошло многое из ее биографии».

Your browser does not support the video/audio tag.

Картина снималась в обход запретов Пырьева, для чего съёмочной группе пришлось уехать из Москвы на Одесскую киностудию. Съемки пытались запретить, и Евгению Ташкову пришлось долго убеждать руководителя киностудии не останавливать производство картины.

Евгений Ташков вспоминал: «Приехали два представителя из Москвы (один из Министерства кинематографии, другой - известный критик), прочитали сценарий, посмотрели отснятый материал и вынесли вердикт: «Картину немедленно закрыть! Полное безобразие! Смотреть невозможно!» Однако, поскольку денег уже было затрачено немало, нам удалось получить разрешение продолжить съемки. Эта история стала для меня хорошим уроком. Говорят ведь: «Дуракам полработы не показывают».

Но, к сожалению, даже после участия в фильме «Приходите завтра», Екатерина Савинова не получала в кино интересных ролей. Единственной заметной ролью в кино, спустя некоторое время, стала роль Матрёны в картине «Женитьба Бальзаминова».

Педагог Савиновой - профессор ВГИКа Борис Бибиков, сыгравший роль профессора в фильме «Приходите завтра» сказал, что за свою жизнь он видел много очень талантливых людей, но, пожалуй, только о двух может сказать с такой определенностью, что они беззаветно были преданы искусству - Станиславский и Савинова.

Во время съёмок фильма «Приходите завтра» у Екатерины начались серьёзные проблемы со здоровьем. Все началось с температуры: каждый день 37,4. Когда муж об этом узнал, она призналась: «Да у меня уже месяца три–четыре она держится». После трех дней, проведенных в больнице, Савинова, по словам мужа, вернулась какая–то странная.

Ташков вспоминал: «Врачи долго не могли поставить правильный диагноз. Приглашаем психиатров: «Это не наш пациент. Нужен невропатолог». Вызываем невропатологов. Они тоже не знают, что делать. В конце концов, Катя попала к профессору из Одессы, который считал, что все психические заболевания происходят из-за попадания в организм какой-то инфекции. И нашел у нее бруцеллез. Он сосредоточился на лечении этой болезни, назначал бесконечные переливания крови и упустил из виду сопутствующее заболевание - шизофрению. Снимаясь в Крыму в эпизоде у Герасимова, Катя на базаре регулярно покупала парное молоко, которое очень любила. Там она и подхватила бруцеллез. Период его созревания в организме - восемь месяцев. Инфекция выбирает самые уязвимые места и может поразить любой орган. А поскольку во время съемок кинофильма «Приходите завтра» все 30 сентябрьских дней у нас были съемочные, то она работала на пределе нервного истощения. В результате болезнь затронула центральную нервную систему, Катя слегла, а съемки отложили на год».

В общей сложности Екатерина Савинова проболела девять лет. От двух до четырех месяцев в году она лежала в больнице, но полностью выздороветь у нее так и не получилось. В периоды ремиссии Савинова ездила с мужем по стране, и даже снялась в нескольких эпизодических ролях в кино. Но болезнь не оставляла ее ни на минуту.

Однажды знаменитого Аркадия Райкина позвали участвовать в концерте, причем особо было оговорено, что он, как главная звезда – будет выступать последним. Узнав, что в концерте будет номер Савиновой, Райкин сказал, что ни в коем случае не будет выступать после нее - после Савиновой натянутые маски не проходят.

Но саму актрису все чаще преследовало неверие в себя. Актриса осознавала, что играть больше не сможет, а для близких, по её убеждению, она становилась лишь обузой. В 1970 году Савинова уехала из Москвы к своей сестре в Новосибирск.

25 апреля она пришла к своей подруге Кларе Фроловне.

- Пойдем со мной в церковь петь на клиросе, - предложила она подруге. - А то у меня пенсия всего 40 рублей, не знаю, как жить дальше.

Подруга идти отказалась. Но перед тем как Екатерина Савинова ушла от нее, написала на листке бумаги свой телефон:

- Как дойдешь до дома - позвони.

Через несколько часов в квартире Клары Фроловны раздался телефонный звонок. Мужской голос попросил подъехать, чтобы опознать человека.

Этим человеком оказалась Савинова - 25 апреля 1970 года она бросилась под поезд на вокзале Новосибирска.

Справка о смерти Екатерины Федоровны Савиновой была выдана во Фрунзенском районе Москвы. О причине смерти написано: «Отделение головы колесами поезда».

Через пару лет после смерти Савиновой ее супруг встретился с работницей железнодорожной станции в Новосибирске, на глазах которой произошла трагедия. Стрелочница сразу обратила внимание на хорошо одетую женщину, которая взволнованно ходила по перрону. На первом пути стоял поезд, и как только он тронулся, объявили о прибытии состава на второй путь. Буквально перед самым локомотивом актриса перепрыгнула через пути. Стрелочница пыталась ее остановить, но из–за грохота колес Екатерина Савинова вряд ли слышала ее крики.

Перед тем как уйти из дома своей сестры, она оставила записку на простом тетрадном листочке, где написала: «Похороните меня по–простому».

Екатерина Савинова была похоронена на Клещихинском кладбище в Новосибирске. Многие годы её скромная могила находилась почти в забвении.

5 ноября 2006 года могила актрисы была перенесена на новый участок кладбища.

Бывшая киноактриса, а ныне инокиня Свято-Введенского женского монастыря Ольга Гобзева сказала о ней: «Актрис такого уровня, как Катя, у нас просто нет. И не будет долгое время, если только Сибирь не родит какую-нибудь девчушку, которая отважится схватить чемоданчик и побежать неведомо куда. Я вспоминаю наши встречи с Екатериной. Она была очень открытым человеком».

О Екатерине Савиновой была подготовлена Леонидом Филатовым передача из цикла «Чтобы помнили».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.unbelievable.su
Материалы сайта www.sb.by
Материалы сайта www.kino-teatr.ru
Материалы сайта www.kinofans.tv

Фильмография:

1946 Страницы жизни (эпизодическая роль: Катя Сорокина, подруга Нины)
1949 Кубанские казаки (роль: Любочка)
1950 В степи (короткометражный, роль: комбайнер)
1951 Сельский врач (роль: Дуся Поспелова, сестра Ивана Денисовича)
1952 Степные зори
1953 Алеша Птицын вырабатывает характер (роль: продавец мороженого)
1953 Чук и Гек (короткометражный, роль: девушка-почтальон)
1953 Таинственная находка (роль: Екатерина Сергеевна Сотникова, учительница истории)
1954 Дети партизана (роль: Ольга Васильевна)
1954 Большая семья (роль: Дуняша Журбина, жена Кости)
1955 Тень у пирса (главная роль: Клава Шубина, официантка)
1955 В один прекрасный день (главная роль: Екатерина Павловна Воропай, девушка-дирижер)
1956 Медовый месяц (роль: Зойка, секретарь комсомольской организации сибирской стройки)
1958 Человек с планеты Земля (роль: нищая старица)
1959 Баллада о солдате (эпизодическая роль: проводница)
1959 Косолапый друг (роль: Тамара, ассистентка Леснова)
1960 Колыбельная (роль: Ольга)
1960 Месть (короткометражный, роль: горожанка)
1963 Приходите завтра (главная роль: Фрося Бурлакова)
1964 Женитьба Бальзаминова (роль: Матрёна, кухарка)
1964 Ко мне, Мухтар! (роль: Верочка, кладовщица)
1965 Дорога к морю (эпизодическая роль: продавец книг)
1968 Жажда над ручьем (роль: Оля, жена Ивана, продавщица магазина)
1968 Зигзаг удачи (роль: продавщица апельсинов)
1970 Расплата (роль: Аннушка, соседка Платовых)


26 декабря 1926 года – 25 апреля 1970 года

Похожие статьи и материалы:

Савинова Екатерина (Цикл передач «Чтобы помнили»)
Савинова Екатерина (Цикл передач «Как уходили кумиры»)

Для комментирования необходимо зарегистрироваться!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


Источник: http://chtoby-pomnili.net/page.php?id=163



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Интимные истории - реальные интимные рассказы из жизни Конкурсы с косынкой

Долго ждала приглашения Долго ждала приглашения Долго ждала приглашения Долго ждала приглашения Долго ждала приглашения Долго ждала приглашения