Поздравление неженатому другу


АМАРАНТ (Уаутли, или «семена дьявола»)

Экзотическая культура вошла в моду в средние века, ей подражали художники, архитекторы и поэты, новые идеи преобразили садово-парковые ландшафты.
В конце XV – начале XVI в. испанские конкистадоры, устремившиеся завоевывать американский континент, столкнулись с удивительным и самобытным народом, создавшим на территории нынешней Мексики могущественное высокоразвитое государство. Культура, религия, мировоззрение, образ жизни ацтеков были настолько диковинны, что не были ни приняты, ни осмыслены пришельцами. Достаточно быстро странную цивилизацию уничтожили, но рассказы испанцев об увиденном по сей день будоражат фантазию мирового сообщества.
Заокеанские города утопали в роскошном цветении множества живописных растений, ими украшались храмы, жилища, одежда. В зеркале водоемов отражались плавающие сады, воссоздать которые европейцам так и не удалось. Ботанические коллекции насчитывали тысячи невиданных пород, на плантациях кроме прочих растений возделывались батат, маис, уаутли, служившие основным исходным продуктом для приготовления экзотических блюд. Культ растений чувствовался во всем. Поэты слагали им поэмы и воспевали в песнях, младенцы назывались именами любимых цветов. Правители постоянно снаряжали экспедиции в поисках новых видов, а право обладания одним-единственным экземпляром отстаивалось в сражениях. С покоренных народов взималась дань цветами, семенами и растениями.
Но более всего шокировали испанцев обряды жертвоприношения главному божеству Уитцилопочтису. Подобно христианскому обычаю причащения, связанному с употреблением «плоти» и «крови», американские аборигены для ритуального поклонения использовали кашу из уаутли, сдобренную темным медом и человеческой кровью. Церемония включала обязательное поедание месива, что делалось с благоговейным удовольствием, приводя в содрогание европейцев и тем самым предрешив судьбу растения в Америке. Его объявили дьявольским, на выращивание наложили запрет под страхом смерти, нещадно пресекая малейшие попытки соблюдения религиозных канонов. Так незаслуженно надолго был предан забвению уаутли — амарант хрящевидный, или белосемянный (Amaranthus hypochondriacus L., или, синоним, A. leucocarpus S. Wats.). С тех пор прошло много времени, растение давно уже реабилитировано и по сей день занимает умы ученых всего мира, восхищая большим количеством уникальных полезных веществ, содержащихся в нем.

ГВОЗДИКА (Божественный цветок)

Название гвоздики происходит от греческих слов 'Di' и 'anthos', что можно перевести как «божественный цветок». Существует множество легенд о происхождении этого величавого растения. Одна из них гласит, что богиня охоты Артемида, возвращаясь после неудачной охоты, не смогла справиться с душившей ее яростью и в неистовстве обрушила свой гнев на гуляющего по цветущему лугу пастушка. Грозная богиня лишила его глаз. Осознав случившееся, она в отчаянии бросила их на землю. Позже на их месте проросли два красных стройных цветка, символизировавших невинно пролитую кровь. Гвоздику почитали не только на Олимпе. Разведением гвоздик стали заниматься сначала в Древней Греции, затем эта традиция перекочевала на территорию Великого Рима. Там его почитали за прекрасный тонкий аромат и нежные махровые цветы. Но в Европу гвоздика попала с Востока - из Туниса, откуда ее привезли рыцари-крестоносцы. Во Франции и Англии она была цветком высших сословий – короли украшали ей свои одежды. В Бельгии и Германии, где она была символом верности и отваги, власти разрешили выращивать гвоздику простому люду. Именно немцы дали цветку название “гвоздика” — за сходство его аромата с запахом пряности. За немцами его стали так называть поляки, а затем и русские.

МУШМУЛА

Происхождение мушмулы - Китай, оттуда перекочевала в Япоиню, а затем в Европу. Еще в древние времена растение было одомашнено в Азербайджане. В настоящее время во многих южных регионах бывшего СССР (на Украине, кавказских республиках, в Молдове, Средней Азии) мушмулу разводят как декоративное и плодовое растение.

ЛЕГЕНДА
В одном азербайджанском селении жил юноша. Он полюбил богатую, но болезненную девушку. Он не мог посвататься к ней, так как у него не было ни овец, ни достойной одежды, да и ходил он босым. Мать юноши не могла смотреть на его страдания. Она решила помочь ему: пошла в сад и хотела срубить дерево мушмулы, чтобы продать ее ценную древесину. Но только она прикоснулась к коре дерева, как услышала стон: "Не убивай меня, я тебе пригожусь". Женщина не стала рубить дерево. А по весне, едва появились плоды, она собрала неспелые ягоды мушмулы и отнесла их сапожнику, чтобы он смог сделать из них состав для дубления кожи, а потом сшил сапоги ее сыну. Из зрелых же плодов она сварила вкусную пастилу. Мушмулы в их саду в тот год было так много, что они стали продавать ее на базаре. И вскоре сын смог купить себе новую одежду.
Принарядившись, он отправился к своей любимой девушке, но та была больна. Юноша попросил слуг отдать девушке сок и пастилу из мушмулы. Девушка отведала гостинцы, вкус мушмулы ей понравился, она попросила, чтобы ей еще принесли такого лакомства. Юноша стал каждый день приходить к любимой и приносить ей мушмулу. Вскоре девушка почувствовала прилив сил, ей уже не хотелось лежать весь день на циновке. Она стала выходить на улицу, встречаться с юношей.
В своих новых одеждах и высоких сапогах он был так красив, что девушка тоже влюбилась. Она сказала родителям, что согласна выйти замуж за юношу. И скоро они сыграли свадьбу, на которой рекой лилось вино из мушмулы.

ЛЮБКА ДВУЛИСТНАЯ ИЛИ НОЧНАЯ ФИАЛКА (Platanthera bifolia)

Русское название — Ночная фиалка — из-за душистых цветков, которые пахнут только ночью.
Согласно легенде, во времена Запорожской сечи казаки носили
высушенные клубни любки двулистной на шее, и те не раз спасали казацкие жизни, возвращали силу.
Татары обычно переставали преследовать казаков, когда те уходили от преследования в пустынные степи, считая, что они там погибнут.
Однако казаков спасали высушенные клубни Любки, которые они жевали. Клубни утоляли голод, жажду, восстанавливали силу.
Татары допрашивали редких пленников, пытались узнать, что спасает их в голодной степи.
Казаки погибали, но тайны не выдавали.
Спустя некоторое время, татары все-таки узнали о таинственных свойствах любкиных клубней и сами начали носить амулеты.
В старину знахари давали жаждущим овладеть чудо-силой два клубня Любки двулистной. Они говорили: “Прочертить белым по больному месту накрест — забудешь, что болело. Черный — для врага. Притронешься корнем к нему — сбудется все, что ты ему пожелаешь”. Девушкам давали клубни, чтобы их полюбили парни. Отсюда произошло и русское название Любка.

ВЕРБЕНА

Как часто в старинных книгах встречается название этого растения. От самого этого слова веет тонким ароматом засушенных цветов, ароматом давно прошедших времен. Какие же тайны связаны с этим скромным цветком?
Друиды почитали вербену, поскольку она напоминала дуб, священное дерево друидов. Жрецы-друиды благоговели перед вербеной, были уверены, что она исцеляет все болезни. Из нее они готовили волшебные и тайные напитки. Они собирались весной безлунными ночами, когда в созвездии Большого Пса всходил Сириус, и собирали вербену в железные чаши, стараясь не касаться ее руками. Друиды считали, что вербена разжигает темный пламень любви, примиряет врагов, удаляет духов. Если положить в доме, огороде, поле, саду - будет только прибыль. Друиды собирали вербену в момент восхода Солнца, в первые минуты восхода, когда ноги утопали в росе. А вот если сорвать в полнолуние, стереть в порошок и подсыпать в жилище супругов, то они начнут ссориться и могут разойтись. Трава с многообразными свойствами, дарит радость, а может принести боль, муку. Все зависит от того, кто, когда, для чего ее собирал.
Убеждение в том, что вербена - священная и магическая трава, - очень древняя вера. В древнескандинавской мифологии она была священной травой Тора, в древней Персии - солнца.
Древние греки и римляне также считали вербену священным растением. Вербена была посвящена Марсу и Венере, а вербеновый венок символизировал брак и защищал от заговоров и заклинаний, очищал дома и храмы. Священнослужители Древнего Рима очищали вербеной алтари храма Юпитера. Делались венички и обметались ими. У кельтов это растение применялось в магии для заклинаний и заговоров. У иранцев вербена исполняла желания. Первые христиане называли вербену "крестной травой", поскольку она полита кровью распятого Христа. В итальянской колдовской традиции вербена посвящена ДИАНЕ, богине - покровительнице ведьм. Неоязыческие ведьмы используют ее как составляющее для ритуальных очистительных ванн.
Вербена — традиционный ингредиент приворотных зелий, поскольку бытует поверье, что неразбавленный сок вербены способствует исполнению желаний, а кроме того, делает невосприимчивым к болезням, наделяет даром ясновиденья и защищает от чар.
Ее сок был способен закалить железо при ковке орудия.
От нее бежали прочь привидения и нечистая сила. Счастливец, имеющий волшебную вербену при себе, был неуязвим во время боя, ни кинжал, ни шпага, ни меч не могли его по-разить.
Когда-то Плиний Старший писал, что галлы кропили настоем травы вербены помещение, в котором происходило пиршество, для того, чтобы трапеза была веселой. Истолченная и приготовленная в вине, она будто бы давала напиток против укусов змей.
Вербена была травой мира.. Ее несли послы, отправляясь для переговоров с неприятелем о мире, держали ее в руках пока шли переговоры, она лежала между договаривающимися. Если о мире не могло быть и речи, то вербену выбрасывали. Маги считали, что если ею натереть тело, то получишь все, что желаешь. С ее помощью изгоняли лихорадку, заводили дружбу, излечивали все болезни, очищали дом и усадьбу со всеми постройками от злого духа. Но для этого собирать ее надо было вечером в сумерки, чтобы никто не видел, даже Луна и Солнце и, обязательно следовало заплатить Земле, в виде отступного, сотами с медом или чем-то вкусным, сладким. Вырывать траву левой рукой, чтобы сердце быстрее почувствовало ее и высоко-высоко поднять в воздух, чтобы звезды увидели вербену. Прежде чем выкопать ее корень из земли, надо было обвести вокруг него магическое кольцо золотым или серебряным предметом. Железо убивало чародейственную силу вербены. Сушить маги советовали отдельно листья, стебель, корень; обязательно - в темноте.
Согласно христианской легенде, ее впервые нашли на Голгофе у подножия Креста и использовали, чтобы остановить кровь из ран Спасителя. А так как вербену прикладывали к ранам Христа на Голгофе, ее нельзя рвать, не осенив себя крестным знамением. По этой причине ее иногда называли "святой травой" и наделяли силой отвращать всяческое зло, останавливать кровотечение и заживлять глубокие раны.
Собирать ее, однако, надо было с большой тщательностью, только в определенные фазы луны, повторяя тайные слова и заклинания. Если этого не сделать, все ее достоинства пропадали.
Вербена является одним из 12 магических растений розенкрейцеров. Как трава любви, вербена помогает против гнева, гасит эмоции, приводит в веселое расположение духа. Вербена активно использовалась в алхимической практике как знак космической субстанции. Альберт Великий полагал, что вербена приносит в дом прибыль. Правда, существовало и другое мнение, будто она содействует в распространении лжи.
Венками из вербены венчали головы певцов и поэтов. А по тонким стеблям можно было предсказать будущее. К примеру, больному надо было взять левой рукой веточку вербены, если он почувствует себя лучше, то умрет, если хуже - поправится. Верят, что Вербена поможет солдату бежать из плена.

КЛЕВЕР

Легенда повествует, что святой Патрик использовал три листа на одном стебле для объяснения концепции святой Троицы - листья изображали Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа святого.
Первое упоминание о связи крестителя и клевера встречается в начале XVIII века в дневнике странствующего протестанта Калеба Трелкелда. Он писал: «Это растение (белый клевер) люди носят на шляпах каждый год 17 марта, в день, который они называют Днем святого Патрика. Рассказывают, что с помощью трилистника он объяснил таинство Святой Троицы».
Поэтому клевер (Trifolium dubium), или трилистник, стал символом Ирландии. В День Святого Патрика полагается выпить хотя бы рюмочку спиртного в каком-нибудь ирландском баре. Существует так называемая "Чарка Патрика" - единица измерения виски, которое было выпито в День Святого Патрика. Предание предписывает положить в бокал лист "трилистника" (кислицы) до того как выпить бокал виски. С тех пор в народе говорят "Осушим Трилистник" ('drowning the shamrock').
Но клевер Trifolium dubium - не уникальная принадлежность Ирландии, как и крепкий портер, рыжие волосы или дождь. Д-р Чарльз Нельсон, ведущий ирландский ботаник, ска-зал: «Ирландский клевер существует только в День святого Патрика. Во все остальные дни это просто молодой клевер. С этой разновидностью клевера связано два мифа: мол, он растет только в Ирландии и никогда не цветет. Но он встречается в самых разных местах, от Тасмании до Северной Америки и Южной Африки. Вполне вероятно, что он растет у меня под дверью».
Действительно, есть некоторая неоднозначность в отношении к клеверу в стране, которая утверждает, что он принадлежит ей. Национальный цветок нарисован на майках ирланд-ских сборных по футболу и регби, на хвостах самолетов авиакомпании Aer Lingus, на канцелярских принадлежностях Ирландского совета по туризму. Но официальный символ Ирландии - 12-струнная арфа.
Единственная страна, где клевер является национальным символом, - это карибский остров Монсеррат, первоначально образованный как ирландская католическая колония: там на паспорт ставят печать в форме трилистника.

РОДИОЛА РОЗОВАЯ (Золотой корень)

Запах свежевыкопанного корневища напоминает аромат розы, отсюда и научное имя, которое дал этому растению Карл Линней - родиола розовая.

Многие века это растение считалось высочайшей ценностью и в народной медицине использовалось для укрепления здоровья и поддержания активного долголетия. Целебные свойства родиолы высоко ценили в древнем Тибете. Вывозить растение за пределы страны запрещалось. Китайские императоры снаряжали специальные экспедиции на поиски золотого корня. Его тайком переправляли через границу контрабандисты как величайшую ценность. Коренное население Алтая тщательно скрывало места произрастания родиолы. Способы употребления этого растения были окружены тайной, которая передавалась от отца к сыну, а порой вместе с хозяином уходила в могилу.
Специальный чай из Родиолы розовой пили китайские императоры и алтайские охотники, скандинавские викинги и пастухи на Памире.
Но вот парадокс, На Востоке родиолу перевозили контрабандой (если у кого находили корень - казнили без промедления), а на Западе - использовали как краситель для ткани.
В старые времена существовало поверье, что тот, кто найдет корень родиолы, будет здоров и счастлив два века. Вместе с рогом марала корень преподносили молодому супругу для умножения рода.

ЧЕРНИКА

Говорят, что в древние времена на полях жили трудяги-гномы, жили и помогали крестьянам. Но помогали тайно, поэтому крестьяне, ничего не зная о них, то и дело пугали их серпом или мотыгой. И гномы ушли в лес, построили свои новые домики под черникой, рассчитывая, что черника убережет их от любого зла и больше их никто не побеспокоит.

КИТАЙСКАЯ СКАЗКА О ЖЕНЬШЕНЕ

В Китае жил женьшень - корень, обладающий могущественной силой превращения в животных и человека. Люди в то время еще не знали о его существовании. Но великий пророк и философ Лао Цзы обнаружил его целебную силу и выдал людям его приметы. Спасаясь от беспокойства, женьшень бежал на север, но не смог скрыться и здесь: другой ученый, Лао-Хань-Ван, при помощи своих целебных трав снова открыл его местонахождение. "Давным-давно, никто не помнит когда, жили по соседству два древних китайских рода Си Ляднцзи и Лян Сеэр. В роду Си Лянцзи славился бесстрашный воин по имени Женьшень. Он был храбрым и добрым, защищал слабых, помогал бедным. Эти качества перешли к нему от предков, которые вели свой род от царя лесных зверей - тигра. Воин Сон Шихо - представитель рода Лян Сеэр - в отличие от Женьшеня был коварным, злым, жестоким и грубым, но зато очень красивым и статным. Однажды на страну напало страшное чудовище - желтый дракон. Все мужчины поднялись на борьбу с чудовищем, и только Сон Шихо перешел в стан врага и стал верным помощником желтого дракона. Женьшень же, напротив, вызвался пойти в бой с драконом один на один. Отчаянно дрался с драконом Женьшень. Чудовище изрыгало на него пламя, царапало его когтями, но выстоял Женьшень. И не только выстоял, но и поверг врага на землю. А предателя Сон Ши-хо Женьшень взял в плен и привязал к скале, чтобы позднее судить судом народа. Но пленного Сон Шихо увидела сестра Женьшеня красавица Лиу Ла и влюбилась с первого взгляда. Ночью она подкралась к скале, перерезала веревку, который был связан пленник, помогла обмануть бдительную стражу и ускакала вместе с Сон Шихо. Женьшень бросил-ся в погоню за беглецами и настиг их. Все ближе и ближе слышался цокот копыт его коня. И вот уже Лиу Ла в испуге спряталась за скалу, а воины, спешившись, начали поединок. Долго дрались они, но Женьшень был более опытным и смелым воином: он начал побеждать. Вот он занес меч для последнего смертельного удара. Лиу Ла в ужасе вскрикнула. Женьшень вздрогнул (ведь кричала его сестра), оглянулся и тут получил предательский удар в спину. Сон Шихо был готов торжествовать победу, но, смертельно раненный, Женьшень выпрямился и по самую рукоятку вонзил мечь в грудь изменника. А потом жизнь оставили его. Горько оплакивала Лиу Ла смерть брата и любимого. Потом собралась с силами и похоронила их, но не ушла с этого страшного места, а заночевала неподалеку. И наутро на месте захоронения Женьшеня она увидела невиданное ранее растение, которое выросло там за одну ночь (растение выросло только на могиле героя Женьшеня, могила изменника Сон Шихо так и заросла травой). Так и назвали люди это удивительное растение женьшенем, в память о герое из рода Си Лянцзи.

ЛОТОС

Тайское народное название этого растения — Bua Luang. В древней Индии у этого удивительного растения было около ста различных названий, однако они очень малоизвестны. Лотос, произрастающий в дельте Волги (лотос каспийский) называют также каспийской розой, астраханской розой или чулпанской розой. Забавный факт: лотос (lotus) — одно из народных названий родственницы лотоса — кувшинки обыкновенной.
С лотосом связано великое множество мифов и легенд. Он был символом многих явлений. Вообще, на востоке это, пожалуй, самое известное и священное растение. Но подавляющее большинство этих поверий объединяет основное понятие, обозначенное лотосом: первозданная чистота, свет и т.п. Это объясняется следующим образом: корневища лотоса погружены в ил, в грязь; но цветы и листья его чисты и незапятнаны. Цветы высоко подняты над водой, над землёй, над всем негативным. Они следуют за солнцем и сохраняют вечную чистоту.
Одна из индийских пословиц гласит: «Цветы лотоса — корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти спасение».
У древних египтян лотосу нашлось место даже в нумерации. Число 1000 обозначалось иероглифом в виде схематически изображённого лотоса.
В лотос была обращена нимфа Лотида (древнегреческие мифы).
В Древней Греции были распространены рассказы о людях, питающихся лотосом, - "лотофагах" ("поедатели лотоса"). По преданию, тот, кто отведает цветов лотоса, никогда не захочет расстаться с родиной этого цветка:
"Девять носила нас дней раздраженная буря по темным
Рыбообильным водам; на десятый к земле лотофагов,
Пищей цветочной себя насыщающих, ветер примчал нас,
Вышед на твердую землю и свежей водою запасшись,
Наскоро легкий обед мы у быстрых судов учредили.
Свой удовольствовав голод питьем и едою, избрал я
Двух расторопнейших самых товарищей наших (был третий
С ними глашатай) и сведать послал их, к каким мы достигли
Людям, вкушающим хлеб на земле, изобильной дарами.
Мирных они лотофагов нашли там; и посланным нашим
Зла лотофаги не сделали; их с дружелюбною лаской
Встретив, им лотоса дали отведать они; но лишь только
Сладкомедвяного лотоса каждый отведал, мгновенно
Все позабыл и, утратив желанье назад возвратиться,
Вдруг захотел в стороне лотофагов остаться, чтоб вкусный
Лотос сбирать, навсегда от своей отказавшись отчизны.
Силой их, плачущих, к нашим судам притащив, повелел я
Крепко их там привязать к корабельным скамьям, остальным же
Верным товарищам дал приказанье, нимало не медля,
Всем на проворные сесть корабли, чтобы из них никоторый,
Лотосом сладким прельстясь, от возврата домой не отрекся."

События эти, описанные Гомером, происходили более 30 веков назад на острове Джерба, который лежит в Средиземном море около берегов Южного Туниса.
Существует даже мнение, что, если бы человек не культивировал лотос, сейчас это растение было бы на грани вымирания, если бы вообще ещё присутствовало в современной флоре. Поэтому почти все виды занесены в Красную книгу.

КЛЮКВА

Испокон веков клюква считалась ягодой русской. Ходит легенда, что даже Александр Дюма, путешествуя по России и так и не увидев зарослей клюквы (да и вряд ли довелось ему пробираться по нашим торфяным болотам), не хотел признаться в этом и написал в своих записках, что 'отдыхал однажды в тени развесистой клюквы'.
Американцы же придерживаются иного мнения, уверяя, что родина ягоды Северная Америка. Индейцы-делавары называли ее 'ибими' и верили, что она произошла из земли, пропитанной кровью людей, погибших в схватке с великанами. И теперь она, видите ли, считается символом Соединенных Штатов. А мы-то в студенческие годы с энтузиазмом распевали: 'И все равно по количеству клюквы/ Не догонит Америка нас!' Увы-догоняет и пе-регоняет. Американцы умудряются потреблять 340 миллионов фунтов клюквы в год, поставив производство на промышленную основу. Специальные плантации начали там создаваться с 1816 года. Перерабатывают клюкву не только в морс и варенье. Делают необычный продукт под названием 'крейзинс' - гибрид слов 'крэнберри-(клюква) и 'рейзин' (изюм): ягоды подслащивают и сушат. Получается типично американский снек в пакетиках, впрочем, в отличие от других снеков крейзинс весьма полезен. Основная же часть американской клюквы идет на производство соуса, без которого не обходится ни одна жа-реная индейка на День благодарения. У нас к клюкве относятся скорее по-домашнему. Собирают ее в три срока. В сентябре она твердая, но при хранении дозревает и размягча-ется. А заложишь в банки да зальешь холодной водой - будет храниться всю зиму. Поздней осенью, при наступлении морозов, ягоды наиболее сочные и кислые. Хранят их уже в замороженном виде, но после оттаивания лучше сразу пускать их в дело - а то испортятся. Или протирают с сахаром. Весной собирают подснежную клюкву. Она слаще, но витаминов в ней уже меньше и хранится - недолго. Все-таки обидно, что Америка нас перещеголяла по сбору клюквы. Однако вскоре, возможно, и у нас начнется ее широкомасштабное производство. Во всяком случае, уже разрабатывается проект по выращиванию сортовых ягод в Сахалинской области.

САБЕЛЬНИК БОЛОТНЫЙ (Болотный рыцарь)

О ЛЕКАРСТВЕННОМ растении САБЕЛЬНИК БОЛОТНЫЙ, который за его целебную силу называют «отсекающим болезни», есть такая легенда. В давние времена на русском Севере жил мирный народ. Но могучие враги изгнали его с родных земель в глухие леса и болота. От гнилых болотных туманов пришли к людям тяжелые, смертельные недуги. И тогда они взмолились: «Господи, пошли нам помощь и спасение!» И вот в ночи явился светлый всадник. Как красная молния, сверкнула его сабля, рассекая густой болотный туман. И наутро сырая холодная земля оказалась усыпана пурпурными цветами. Корни, листья и стебли дивного растения исцеляли от всех болезней. Народ был спасен, а растение в память о его чудесном явлении получило название САБЕЛЬНИК и с тех пор отсекает болезни, возвращая людям здоровье.

АИР ОБЫКНОВЕННЫЙ (аир болотный, аир, татарское зелье, лепёха, явр)

Acorus calamus L. Сем. Ароидные — Araceae
Родовое латинское название связано с греческим словом «асогоn»; «kоге» — глазное яблоко, так как в древности аир применяли для лечения глазных заболеваний, Появление же видового латинского названия связывают с историей проникновения его в Западную Европу. На Востоке — Индии, Китае — аир широко распространен и известен в качестве лекарственного и пряного растения. С Востока он попадал в высушенном виде в Древнюю Грецию и Рим. Еще Гиппократ писал о прекрасных лекарствах из аирного корня. В средние века ароматный корень привозили через Стамбул и в Европу, но только в засахаренном виде как точную сладость, и тайну этой «трости благовония» турки тщательно хранили. Все же в 1574 г. австрийскому послу в Турции удалось прислать ботанику Клаузиусу, директору Венского ботанического сада, посылку с душистыми корневищами аира, годными для посадки. Клаузиус с большой благодарностью принял подарок в полной уверенности, что он является единственным в Европе обладателем экзотического и, несомненно, красиво цветущего растения. Он сам выбрал место посадки в уголке пруда. Растение оказалось неприхотливо и быстро разрасталось, а на третий год зацвело. Но каково же было разочарование ботаников, когда они увидели у растения не прекрасные цветки, а невзрачный початок с множеством желтовато-зеленых цветочков. Вдобавок ко всему растение не завязывало плодов и размножалось исключительно кусочками корневища. Разочарование ботаников и отразилось в латинском названии растения, буквально обозначающем «безобразная трость». Почти одновременно с Венским аир был приобретен Пражским ботаническим садом, поздравление откуда растение скоро расселилось в пруды и тихие водоемы Западной Евро-пы.
Но на этом сюрпризы для ботаников не закончились. Оказалось, что для Восточной Евро-пы это вовсе не экзот, а обычное растение, известное под названием «татарская трава», или татарское зелье. По преданию, в нашу страну аир был завезен во времена татаро-монгольского нашествия. Татары считали аир растением, очищающим воду, и были убеждены, что там, где он растет, можно пить ее без риска для здоровья. Поэтому татарские конники возили с собой в переметных сумах кусочки живых корневищ и бросали их во все встречавшиеся водоемы. Корневища быстро укоренились, и вскоре берега водоемов зарастали сплошным поясом душистого растения. По-видимому, из-за этого в нашей стране имеются два совершенно изолированных друг от друга ареала аира — европейский и дальневосточный. Из-за своей неприхотливости аир широко распространился по всей территории Западной и Восточной Европы, но изоляция от родины не прошла бесследно. Лишенное специфических насекомых-опылителей, живущих в Индии и Китае, и не спо-собное к самоопылению, растение не завязывает плодов и размножается исключительно вегетативным путем.
Аир — древнейшая пряность, соперничающая с лавровым листом. Его сушеными корневищами на Ближнем Востоке торгуют вот уже 4000 лет. Он придает блюдам своеобразный вкус и запах. Засахаренный аир заменяет имбирь, корицу, мускатный орех.
Диоскорид говорил, что лучший аир — белый, плотный, не изъеденный, не пористый, полный, с приятным запахом. Авиценна рекомендовал его в качестве очищающего, при заболеваниях желудка, печени, в качестве мочегонного средства. По его мнению, аир «утончает утолщение роговицы и помогает от бельма, но особенно подходит в обоих случаях его выжатый сок».
В средние века считали аир прекрасным дезинфицирующим средством. Его жевали для профилактики при эпидемии сыпного тифа, холеры, гриппа, порошком аира присыпали гноящиеся язвы и раны. Душистое растение использовали в обрядах, на праздник Троицы его листьями устилали полы и даже дворы.
Русский травник XVIII в. сообщает: «Ир, или водяная райская трава... Корень ее снаружи красноват, внутри бел, толщиной с палец, легок, составлен из множества коленцев, покрыт волокнами и имеет пронзительный и нарочито приятный запах. Он содержит в себе много масла и летучей соли».
В настоящее время в медицине применение аира ограничено. Он используется главным образом в составе средств, возбуждающих аппетит и улучшающих пищеварение, иногда в качестве тонизирующих средств при угнетении центральной нервной системы. В народной медицине применяется как желудочное средство, отваром моют голову при выпадении волос, пьют при зубной боли. Порошок корневища аира принимают внутрь (на кончике ножа) при изжоге, воспалении почек и мочевого пузыря. Для укрепления десен порошок корней подмешивают к зубному порошку. Вводят аир и в состав сборов от диатеза у детей и сборов, применяемых при язвенной болезни желудка с пониженной кислотностью. Отвар корневищ готовят из соотношения 15,0 г измельченных корневищ на 200 мл поды. Настаивают на холодной воде 8 ч в теплом месте, часто взбалтывая. Принимают по одной столовой ложке 3 раза в день перед едой.
Аир болотный — многолетнее растение из семейства ароидных, имеет горизонтальное разветвленное корневище, на приподнятом конце которого образуется пучок мечевидных листьев, охватывающих розоватыми основаниями друг друга. Листья его похожи на листья ириса, но только длиннее и тоньше.
У Авиценны дано следующее его описание: «Это корни растения, схожего на папирус. По большей части оно растет в стоячих и проточных водах. На его корнях беловатые узлы с противным запахом, к которому примешивается легкое благоухание». Очевидно, здесь проявилось субъективное восприятие запаха растения, так как античные и современные авторы подчеркивают его приятный, но слегка навязчивый запах. Причем душисты все органы растения, за исключением тонких корней. К середине лета из пучка листьев появляется трехгранный стебель с конусовидным соцветием — початком. Початок покрыт прицветным листом. В нецветущем состоянии от похожих растений отличается только запахом.
Корневище содержит до 4 % эфирного масла, дубильные вещества, смолы, аскорбиновую кислоту, гликозид акорин.
В Западной Европе его используют для изготовления водок, ликеров. Эфирное масло применяется в парфюмерии для ароматизации мыла и кремов.
По книге Кузнецова М.А., Резникова А.С. "Сказания о лекарственных растениях"

КАЛИНА

Про калину есть короткая легенда: Были когда - то ягоды калины слаще малины. Красивая девушка полюбила гордого кузнеца, который не замечал ее и часто бродил по лесу. Ничего не помогало и решила тогда она сжечь тот лес. Пришел кузнец к своему любимому месту, а там все сгорело. Один только калиновый куст сохранился, политый горючими слезами. А под кустом увидел кузнец заплаканную красавицу. Прикипело его сердце к девушке, влюбился он, но было уже поздно. Вместе с лесом сгорела быстро и красота девушки. А калина вернула парню умение отвечать на любовь, и в глубокой старости видел он образ юной красавицы в своей согбенной старухе. Но с тех пор горчить стали ягоды калины, будто слезы неразделенной любви. И пошло поверье, будто букет калины, приложенный к исстрадавшемуся влюбленному сердцу, успокаивает боль.
Сурово объясняет гуцульская легенда рождение калины. О временах, когда буковина была залита людской кровью, когда враги жгли жилища. О бесстрашной девушке, заведшей от-ряд врагов в непроходимую чащу. И вырос на месте гибели гуцулочки калиновый куст. И рдеют рубиновые ягоды калины, будто капли крови зарубленной девушки. Видимо, с тех пор по народному поверью все девушки, погибшие до замужества, превращаются в тон-кие, хрупкие калиновые кустики.
А сколько у нас задушевных и нежных песен сложено о калине, сколько мудрых сказок создано? Из далекого детства бережно храним мы в памяти волшебный калиновый мост, на котором русский богатырь, Иван - крестьянский сын, победил 12-главого змея.
Для славянских народов калина всегда была символом светлого праздника, добра, красоты, любви и семейного счастья, олицетворяла скромность и невинность. По старинным обычаям калина считалась непременной участницей свадебного обряда, ею украшали свадебный каравай. Из цветов девушки плели венки, вышивали на полотенцах.
Буйно цветет калина в конце мая душистой белой кипенью. И, словно невестой в белой фате, невольно залюбуешься ею, издалека улавливается волнующий аромат ее цветов. И неустанно кружат над ней пчелы, нектара в цветах калины запасено не менее, чем у липы - медового дерева.

СОСТАВ И ПРИМЕНЕНИЕ:
В плодах калины содержится до 32% инвертного сахара, дубильные вещества, пектин, гликозиды амигдалин и вибурнин, микроэлементы: фосфор, кальций, железо, марганец, цинк. Широкий набор витаминов: С, B9, K, E, A а также ряд органических кислот. В коре содержится гликозид вибурнин, смола, крахмал, флобафен, фитостерин, кислоты: (валерьяновая / аскорбиновая / пальмитиновая / каприловая), много дубильных веществ, тритерпеновые сапонины, каротин, флавоноиды. В корнях калины имеется астрагалин, пеонозид,стерины, эфирное масло.
В народной медицине используют кору, цветы и ягоды калины как дезинфицирующее, кровоостанавливающее, вяжущее, потогонное, мочегонное и желчегонное средство.
«От 99 болезней»: Калина полезна при воспалительных и кожных заболеваниях, язвенной болезни, отеках, гастритах, колитах, неврозах, эпилепсии, сосудистых спазмах, золотухе, судорогах, бессоннице, лечит ангину, гипертонию, заболевания печени. Используется при бронхиальной астме, диспепсии, катаральном гингивите, пародонтите, холецистите, геморрое, раке желудка. Полностью рассасывает зоб.
Повышает мощность сердечных сокращений, улучшает работу кишечника, стимулирует обмен веществ, активирует деятельность печени, оказывает витаминное, общеукрепляющее действие. Соком ягод лечат экземы и фурункулы, пристрастие к алкоголю. Сок принимают при туберкулезе легких, одышке. Высокое содержание железа в плодах калины повышает гемоглобин, реактивные соединения нормализуют состояние кровеносных сосудов, очищают их от холестерина.
Противопоказана калина может быть при подагре и болезнях почек.


Источник: http://flower.wcb.ru/index.php?showtopic=1561



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Сценарий на День учителя: поздравь своих педагогов - t Пожелания для фотографа на день рождения

Поздравление неженатому другу Поздравление неженатому другу Поздравление неженатому другу Поздравление неженатому другу Поздравление неженатому другу Поздравление неженатому другу